Коды неисправностей и электронный блок управления АКПП

Для многих владельцев автомобилей с акпп функции электронного блока управления представляются чем-то фантастическим. На самом деле развитие электроники позволило шагнуть вперед во всех областях. Нас давно не удивляет, что с мобильного телефона можно послать СМС другу, точно также не должно удивлять внедрение электроники в систему управления автоматических коробок.

Не будем проводить экскурс о переходе производителей от чисто механических коробок, которые еще можно встретить к коробкам с электронным управлением. Главное понять, что в механической коробке электронному блоку управлять нечем. А вот в акпп, которая оснащена системой датчиков и исполнительных устройств в виде соленоидов и электрических заслонок управлять процессом можно. Итак, в современных коробках процессы можно контролировать с помощью датчиков. Например, датчики давления могут выдавать значение давления, датчики температуры трансмиссионной жидкости. На работу акпп оказывает влияние показатели работы двигателя. Мы уже описывали проблемы с лямбда-зондом. Положение дроссельной заслонки также учитывается в алгоритме управления коробкой.

 

Не случайно во многих автомобилях блоки управления акпп совмещают с блоком управления двигателем. Это взаимосвязанные системы. Полученная со всех датчиков информация обрабатывается в блоке управления и в соответствии с заложенным алгоритмом выдаются управляющие сигналы на соленоиды и заслонки. Блок управления все время совершенствуется и становится похожим на сложную компьютерную систему. Отсюда возникают возможности адаптации коробки к стилю езды и внешним условиям. Алгоритмы управления совершенствуются, также как и система датчик-исполнительный механизм.

 

Развитие технологий электронных систем позволили в ЭБУ поместить память и сохранять некоторые данные о качестве работы коробки за какой-то промежуток времени. Если в некоторые промежутки времени происходит расхождение текущих данных, полученных с датчиков и данными, записанными в программе управления, то возникает ошибка управления, данные о которой записываются в определенную область памяти, которую можно просмотреть с помощью диагностического компьютера. Список возможных неисправностей известен заранее и может быть закодирован для представления в блоке управления. Например, неисправен соленоид №1 – в память записывается код 001. Считывая такой код, мастер уже знает, где проблема.

Разработчики, исходя из статистики неисправностей, разработали таблицу кодов (Diagnostic Trouble Code – DTC), которая может пополняться при выявлении неучтенных неисправностей. Предварительное сообщение об ошибках управления выводится на приборный щиток современных автомобилей. Однако одной лампочкой Cheсk отобразить все неисправности невозможно, поэтому при загорании предупреждающих лампочек следует нанести визит мастеру.

Ссылка на основную публикацию